Полет Орлов - Стихотворения в прозе и рассказы

  • Ana Səhifə
  • Полет Орлов - Стихотворения в прозе и рассказы

Полет Орлов - Стихотворения в прозе и рассказы

Image

Гюльгусейн Гусейноглу - известный азербайджанский писатель, работающий преимущественно в области малых форм, он автор более пятнадцати сборников, изданных на родном языке. Перу Г.Гусейноглу принадлежит несколько повестей, а также монография о жизни и  творчестве  одного из зачинателей азербайджанской советской поэзии – Микаила Мушфига.

 Первый свой рассказ Гюльгусейн Гусейноглу опубликовал в 1944 году, а первое стихотворение в прозе – в 1946 году. С тех пор они остаются его излюбленными жанрами.

   В сборник «Полет орлов» вошли произведения разных лет. В первом разделе представлены стихотворения в прозе – лаконичные и афористичные, проникнутые глубоким лиризмом, яркой эмоциональностью. И неслучайно, замечательный мастер прозы Константин Федин высоко отзывался о них, причислив их к настоящей поэзии.

 Вторую часть книги составляют рассказы. Их объединяет пристальное внимание писателя к этическим проблемам, волнующим наших современников.

Произведения Гюльгусейна Гусейноглу публиковались в переводах на русский язык и другие языки народов нашей страны, а также в переводах на ряд зарубежных языков.

СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ

КАК ТЫ САМА

Не называю тебя солнцем. Не назову. Солнце одно у всех. Четыре миллиарда человек согревает оно. И будет согревать. И нас – вместе со всеми.

И луной не называю тебя. Не назову. И она у всех одна. Четыре миллиарда взглядов тянутся к ее свету. И те, кто любит и любим, и те, кто ждет и заставляет ждать, и те, что соединились, и те, что тоскуют, и те, кто колеблется и переживает, - все смотрят на нее и радуются, и доверяются ей, открывают свои сердца. И будут открывать. И мы – вместе со всеми.

Ты – для меня такая, какая есть. Просто ты. Мне нужна ты. Сама. Ты как есть. С твоим дыханьем, теплом, лаской, добротой, естественностью, простотой, прямотой, целомудрием, вниманием, заботой, трудолюбием, привязанностью к земле, - со всем твоим существом.

Не обещаю тебе целого мира с его прекрасными реками и морями, горами и лесами  и звездами – мерцающими, перемигивающимися и тающими в широких небесах. Какое мне дело до них?! И в моих ли это силах? Могу ли я говорить от имени человечества?!

Да, не обещаю тебе ничего, что не принадлежит мне, что не доступно мне и на что не могу рассчитывать; не обещаю, не вправе обещать, не стану…

Только не считай меня скупым на обещания. Я готов обещать все, на что хватает моих сил; все, что принадлежит мне; все, на что могу рассчитывать. Вот, пожалуйста, пока бери мое сердце. Сердце, что тоскует по твоему сердцу, что жаждет соединиться с ним.

А  что скажет твое сердце?

23 мая 1976 г.


ПОЛЕТ ОРЛОВ

           

Видел ты, как взлетают орлы, поднимая крыло о крыло, покоряя высоты?!

Особенное это удовольствие – наблюдать такое зрелище. Бесподобное зрелище. Загляденье!

                                      ***

 Действие приближается к кульминации. Зал околдован, никто перевести дыхание не смеет. Взгляды прикованы к сцене. Сцена приворожила взгляды…

 Сейчас будет умерщвлена одна из самых прекрасных, самых чистых, самых привлекательных женщин. Невинная, она не смеет и представить себе, что когда-нибудь окажется виноватой. Будет умерщвлена мужчиной – одним из самых достойных, благородных, прямодушных, доверчивых, не знающим ни козней, ни коварства мужем. Будет умерщвлена, оставаясь безвинной. Будет умерщвлена. Руки любящего мужа превратятся в руки палача. Последние надежды, последние упования нежного создания, бесконечные мольбы и уверения не смогут удержать этих рук.

 Руки сделают свое дело. Угодившее в тенета сердце, сжигаемого огнем ревности, учащающее биение сотен сердце, ревущее сердце не сжалится над сердцем целомудренным и заставит его навсегда умолкнуть. Навсегда…

 Терпите, сердца, колотящиеся, пламенеющие, мятущиеся сердца. Терпите! Все еще ждет впереди мгновение, в которое великан накажет сам себя, беспощадно казнит себя за ужасную ошибку, совершенную им, обманутым мужем, и из-за этого обмана грызущий цепь, и мятущийся в клетке трагедии. Терпите!

Вы попали под колдовское воздействие Шекспирова гения, мощи Джаббарлы и величия Алекперова… терпите.

*   *    *

 Три орла клекотали, соприкасались крыльями, покоряли высоты

А зал смотрел, смотрел. Особенное удовольствие испытывал от исключительно его зрелища. Бесподобного зрелища.

10 декабря 1971 г.